Умница-кошка.
Многие кошки поражают нас своей хитростью и изобретательностью. А иной раз приводят в отчаяние неспособностью понять простейшие вещи. Как часто приходится нам восклицать: «Ах ты, глупая кошка!» И в то же время мы гордимся умом своей мурки. Это происходит потому, что понятие интеллекта мы примеряем на себя. В некоторых отношениях кошки, конечно, глупее людей, но зато они могут делать многое, чего не умеют люди. Возьмите, например, животное, потерявшееся или брошенное хозяином и таким образом, лишившееся крова и пищи. Многие из таких зверьков сразу же приспосабливаются к обстоятельствам, добывая себе пропитание охотой и попрошайничеством, быстро находят сухое и теплое местечко для ночлега и живут такой полудикой жизнью, пока, если посчастливится, не найдут себе новый дом. Сможем ли мы так же быстро приспособиться, сделавшись «бомжами»?
Так почему же кошки думают иначе, чем мы? От старомодной идеи, будто всех живых тварей на земле можно выстроить в ряд от самых глупых до самых умных, ученые вроде бы отказались. Все виды животных в результате эволюции живут определенным образом в определенном месте на планете, и на сегодняшний день нет другого существа, которое делало бы это лучше, будучи поставлено на чужое место. Если же это случается и низшие животные вытесняются высшими, то первые, вероятнее всего, вымирают. В этом смысле все виды обладают одинаковым достоинством, и нельзя один вид считать выше только потому, что его интеллект ближе к человеческому. Сегодня психологи, интересующиеся животными, говорят об их экологических сверхспособностях, что означает способность определенного вида приспосабливаться к необычным ситуациям. Некоторые виды, особенно четко вписанные в окружающую среду, могут оказаться неспособными приноровиться к большим изменениям, по крайней мере, на протяжении жизни одного поколения. Другие, такие, как обезьяны и дельфины, так хорошо усваивают новые знания и навыки, что легко приспосабливаются к любой новой ситуации.
Кошки находятся где-то посередине между двумя этими крайностями. Будучи исключительно плотоядными животными, они отличаются высокими способностями к обучению, которые ограничиваются характером изменений, с которыми они могут столкнуться. Это можно проиллюстрировать простым экспериментом, в ходе которого кошка и крыса помещаются в узкой и длинной комнате, в одном конце которой находится звуковое устройство, а в другом — окошко, через которое выдается пища. Появлению тарелки с едой предшествует десятисекундное щелканье репродуктора. Крысы быстро улавливают связь между звуковым сигналом и появлением еды, и уже после нескольких репетиций бросаются к тарелке, едва услышат знакомый сигнал.
Кошки же с большим трудом понимают, что звук в одном месте означает появление еды в другом месте комнаты. Они бросаются к репродуктору и кидаются на него, будто за ним спрятана еда. Для кошки-охотницы звук имеет особое значение, ей трудно разорвать связь между источником звука и местонахождением пищи. У крыс, которые при случае питаются падалью, таких ассоциаций нет, поэтому они легко заучивают новый урок. Это не означает, однако, что крыса смышленее кошки. У кошки КИ (коэффициент интеллектуальности) выше, и существует множество других ситуаций, с которыми легко справляются кошки, а крысы — с большим трудом. Это означает просто, что кошки легче обучаются тому, что может пригодиться им на охоте.